Сайт «Одноклассники» , созданный российским программистом Альбертом Попковым в 2006 году, уже через год стал третьим по посещаемости в российском интернете. Поиск школьных друзей стал чем-то вроде эпидемии для всего русскоязычного пространства. В этом году один из самых быстро растущих российских интернет-проектов планирует заработать $25-30 млн. Правда, прогнозы экспертов не столь радужны: прибыль будет, если будет приток клиентов. Другими словами, одноклассники заканчиваются. Но ничего, придумают еще что-то. В интернете постоянно появляются все более сумасшедшие или оригинальные способы зарабатывания денег.
Создатель «Одноклассников» , как стало понятно почти сразу, не особо раздумывал, что за сайт он хочет сделать. Он взял готовую идею американского сайта classmates.com , созданного для поиска старых друзей и знакомых из университетов, школ и даже детских садов. И Попков сделал то же самое, только «по-русски». Американцы брали небольшие деньги за действия, которые мог совершить на сайте пользователь. Например, посмотреть чужую анкету стоило пару центов. Попков понимал, что такая бизнес-модель не сработает в России, и решил зарабатывать на рекламе. Сейчас на сайте – и текстовая реклама, и красочные баннеры таких компаний, как Nokia и Nissan. Зная, что их рекламу увидят миллионы, компании платят соответствующе.
К январю 2007 г. число зарегистрировавшихся на сайте пользователей перевалило за 1 млн. Сейчас сеть «Одноклассников» состоит из 15 млн пользователей, к которым каждый день присоединяются еще 100 тысяч. Доходы от рекламы постоянно растут. Но так ли все безоблачно? Ведь те же classmates.com были популярны только в 2001-2004 годах. Потом все «перезнакомились», взяли контактные телефоны и адреса электронной почты у тех, с кем было интересно общаться, и ушли на другие сайты. И действительно, что еще делать на страничке, предназначенной для поиска одноклассников, если ты их всех уже нашел? Ведь общаться или вести дневник на «Одноклассниках» неудобно.
Как пишут российские «Ведомости», уже сейчас приток пользователей на «Одноклассников» из Москвы закончился. Новые пользователи приходят на сайт из регионов, куда понемногу проникают «новые» веяния интернета. Что ж, шанс получить прибыль у «Одноклассников» есть – людей в России, да и в СНГ еще хватает.
Военкомы ищут одноклассников-уклонистов
Такие сайты рекрутинговые агентства используют для поиска сотрудников, военкоматы – призывников. Говорят, даже спецслужбы идею оценили...
Другой популярный российский сайт, «ВКонтакте.ру» (кстати, тоже скопированный с западного facebook.com), всегда удивлял россиян: ведь в отличие и от западного аналога, и от «Одноклассников» , он не показывает рекламу, но тем не менее исправно работает. Откуда же деньги? Создатели сайта молчали на эту тему, что порождало мифы о «руке ФСБ» или немецких спецслужбах, будто бы покупающих информацию о пользователях. Издание «Ведомости», наконец, приоткрыло завесу тайны: «ВКонтакте.ру» зарабатывает, помогая работодателям найти достойных сотрудников. Ведь в базе данных сайта хранятся все анкеты: выбирай – не хочу. Правда, к этим базам при желании могут обратиться и спецслужбы. Кстати, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский оказался вполне продвинутым интернет-пользователем. Недавно на заседании петербургского правительства предложил для поиска призывников-уклонистов использовать ресурсы «ВКонтакте.ру» и «Одноклассники». По его словам, это не противозаконно, кроме того, молодые люди должны знать, что государство о них помнит.